вход для последователей сайта ruzov.ru, 14+
 
 
    ТВ БАЛАНС    МОЦКТ    Лекторий    Радио "Гималаи"    Добрый магазин    ПОИСК    +7 926 390-07-82  

 
ruzov.ru | Прикладной раздел | Голос Разума

Гита Джаянти

Недавно мне попалось на глаза интересное исследование психологов из Института психологии Российской академии наук, которые составили обобщенный портрет современного россиянина, который оказался, вы не поверите, втрое агрессивнее и наглее, чем до перестройки. Согласно их наблюдениям за минувшие годы большинство наших соотечественников стали конфликтнее, злее, наглее и во многом потеряли способность к самоконтролю. Самым убедительным показателем, по мнению экспертов РАН, является статистика убийств: по этому параметру РФ почти в четыре раза превосходит США и примерно в десять раз большинство стран Западной Европы. Если говорить о тяжких преступлениях, проявляется характерная тенденция: около 80% убийств совершаются в состоянии спонтанной агрессивности. В каждой четвертой семье совершается бытовое насилие. Повсеместный мат — это тоже проявление агрессии, но вербальной. Причины появления этой агрессии в обществе, по мнению исследователей, кроются во влиянии, которое оказывает на него криминальная культура, СМИ и система образования.

Итак, мы видим, что человек ведет себя в соответствии с тем, о чем он думает. Нас заставляют думать о негативном, и этот негатив выплескивается в виде спонтанной агрессивности. В этом плане «Бхагавад-гита» выполняет роль идеального психологического учебника, и я бы даже сказал, самоучителя, который позволяет понять прямую связь мышления человека с его ощущением счастья. «Бхагавад-гита» структурирует системы мышления по четырем категориям, называя их гунами материальной природы. Если мы с вами принимаем, что одна из задач человеческой жизни — научиться быть счастливым, то нам необходим учебник, систематизирующий счастье, и «Бхагавад-гита» идеально справляется с этой задачей. Именно на этот вопрос и даёт ответ «Бхагавад-гита» в 36 стихе 18 главы:

сукхам тв иданим три-видхам 
шрину ме бхаратаршабха
абхйасад рамате йатра  
духкхантам ча нигаччхати

О лучший из Бхарат, сейчас Я расскажу тебе о трех видах счастья, которое испытывает обусловленная душа и благодаря которому иногда освобождается от всех страданий.

Вот чему надо учить детей в школе. Мало знать химию и физику, самое главное, что должен знать человек — это систему обретения счастья, а эта наука в наше время просто не преподается, а мы потом удивляемся, почему такой уровень депрессии в обществе и откуда волна самоубийств в подростковой среде…

В комментарии к этому стиху А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада говорит, что обусловленная душа никогда не прекращает попыток обрести счастье в материальном мире. Но она совершает ошибку, которую в Ведах называют «жевать пережеванное». Материальный мир — это мир жвачек! Помните, как мы в школе жевали одну и ту же жевательную резинку, одну на весь класс, и кто-то всегда оказывался последним? Вот это и есть пример материальных поисков счастья. Первое, что предлагает нам «Бхагавад-гита», — это понять, что то, что мы делаем сейчас, уже делали миллиарды живых существ до нас, но так и не стали счастливыми, что мы в миллиардный раз пытаемся жевать одну и ту же жвачку, в которой уже давным-давно нет никакого вкуса… И понять эту истину можно только под влиянием благотворного общения, что и произошло в момент общения Арджуны и Кришны. Хорошее общение с осознавшей себя душой — вот что подвигает нас к поиску истинного счастья, счастья, которое не заканчивается, а только увеличивается.

Задача социума — рождать прослойку мудрецов. В результате своей жизни человек должен постепенно приближаться к состоянию мудрости и святости. Если социум не рождает старцев, то он порождает стариков. В здоровом обществе человек становится старцем, а в нездоровом обществе человек становится стариком. Старец — это тот, кто нужен всем, а старик — это тот, кто не нужен никому. И задача «Бхагавад-гиты» — дать человеку такое знание, чтобы, размышляя о нём, он становился просветленным старцем, а не несчастным стариком. Нам нужны старцы, так как общение с ними будет давать молодому поколению ясное представление по какому пути надо идти.

Об этом говорится в 34 стихе 4 главы «Бхагавад-гиты»:

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах

Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его со смирением и служи ему. Осознавшие себя души способны открыть тебе знание, ибо сами они уже постигли его.

И дальше Кришна открывает науку о гунах материальной природы. Он говорит: «То, что вначале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самосознанию, называется счастьем в гуне благости». А это значит, что человек, стремящийся к истинному счастью, должен следовать правилам поведения и чистоты, чтобы обуздать свои чувства и ум и так сосредоточиться на своей душе. Да, правила и предписания современному человеку кажутся ядом, все хотят полной свободы, — но где счастье от этой полной свободы? Её нет, наоборот, вместо счастья мы видим всё увеличивающийся алкоголизм, наркоманию, новую волну самоубийств и попытку легализовать половые извращения. Да, следовать правилам и предписаниям нелегко, и может показаться вначале ядом. Но если человеку удается следовать предписаниям духовных трактатов, он, благодаря этому, поднимается на трансцендентный уровень и сможет прикоснуться к вечному счастью. Именно это даст ему возможность по-настоящему наслаждаться жизнью. Мы рождены для наслаждения, но надо изучить науку о наслаждениях!

Дальше Кришна говорит о счастье в гуне страсти. «Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти». Когда юноша знакомится с девушкой, чувства вызывают в нём страстное желание видеть её, касаться её и наслаждаться близостью с ней. Вначале всё это доставляет чувствам огромное удовольствие, но рано или поздно их отношения становятся подобными яду. Они расстаются или разводятся, испытывая боль и жестокие страдания. Иногда они даже совершают насилие по отношению к тому, кого только что любили. Такое счастье относится к гуне страсти. Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, всегда влечет за собой страдания, и его следует избегать. Посмотрите, сколько разводов в наше время — всё это говорит о том, что отношения создаются в гуне страсти, и теперь появилась тенденция отношения вообще не создавать. Зачем разводится, если можно вообще не создавать семью и просто сожительствовать…

И, наконец, в следующем стихе Кришна говорит о гуне невежества: «А счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, — такое счастье называют счастьем в гуне невежества». Это мимолетное счастье, которое человек пытается испытать от лености и сна. Ему вообще не хочется просыпаться. Ему кажется, что сон — это и есть счастье, и он спит по дороге на работу, на самой работе и после работы… На Земле появилось новое животное — работа-еда-сон, которое просто съедает наши жизни!

Так что, изучая «Бхагавад-гиту», мы не просто познаем историю или мировую культуру, мы реально учимся счастью. Причем мы учимся не просто счастью, а счастью, которому нет конца. В гуне невежества человек вообще не испытывает счастья, в гуне страсти он получает некую имитацию счастья, в гуне благости он получает удовлетворение от преодоления своих пороков и чувства гармонии с окружающим миром, но, в конце концов, человек должен подняться над всем этим. А это значит найти счастье, которое заполняет нашу душу, а не тело. А нашу душу может успокоить и умиротворить только знание о вечности своей природы. Вечное счастье приходит к нам только тогда, когда мы осознаем свою собственную вечность.

2 глава 13 текст

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати

Подобно тому, как обусловленная душа постепенно переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, точно также после смерти душа переходит в другое тело. Разумного человека подобная перемена не может ввести в заблуждение.

Вот оно, знание о вечности души. Но вечность — не вся наша природа. Другая сторона нашей природы — это помогать другим стать счастливыми. Когда мы думаем только о своем собственном счастье — мы становимся еще более несчастными. Только умение думать о счастье других  делает нас по-настоящему счастливыми. Так что весь вопрос в том — на чем мы сосредоточены? Но как сосредоточиться на счастье всех? Как думать обо всех: ведь думать о счастье всех — это и есть бесконечное счастье, так как живых существ бесконечное количество. И тут нам дается великий ответ — великое послание всему человечеству: Ман мана бхава мад бхакто!

Стих 65 18 главы «Бхагавад-гиты»:

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам те
пратиджане прийо 'си ме

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и предлагай Мне свои дары. Тогда ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты — Мой самый дорогой друг.

Думай обо Мне, и так как Я в сердце каждого, то ты сможешь думать и о счастье всех живых существ. Ман-мана бхава мад-бхакто — ДУМАЙ ОБО МНЕ! Это основное послание Бога жителям Земли. Так мы можем по-настоящему почувствовать себя братьями и сестрами, а значит войти в умиротворенное состояние, состояние единства с каждым живым существом и почувствовать великое счастье человека, который желает счастья всему миру. И это не просто совет — это дружеский совет Бога человеку! А дружеский совет дорогого стоит!

   следующая >>

 
Подписаться на рассылки
  Задать вопрос
  Поддержи проект


Сайт ruzov.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.
       

Школы

       

Проекты

        Follow ruzov on Twitter
Блог Рузова в мире

© 2010 Ruzov.ru. All Rights Reserved.