вход для последователей сайта ruzov.ru, 14+
 
 
    ТВ БАЛАНС    МОЦКТ    Лекторий    Радио "Гималаи"    Добрый магазин    ПОИСК    +7 926 390-07-82  

 
ruzov.ru | Духовный раздел | 108 имён ШРИМАТИ РАДХАРАНИ

108 имён Шримати Радхарани. Введение

Итак, в этот благоприятный астрологический день, который обладает энергией любви и радости, мы с волнением начинаем цикл из 108 лекций, который будет называться «108 имён Шримати Радхарани» для внутренней аудитории и «108 способов поделиться счастьем с другими» для внешней аудитории. И в своей первой, вводной лекции мы попытаемся раскрыть великую тайну ведической науки о звуке. Каким образом звук воздействует на сознание человека и, в конце концов, как он способен изменить даже весь этот мир? Да, меняя звук, мы меняем и себя, и вселенную, ведь если добраться до основ мироздания, то вдруг окажется, что всё что есть в этом мире — это разные производные от изначального духовного звука. Так что искусство жизни — это искусство применения звука и изменения звука. И эта наука о звуке была подробнейшим образом разработана в ведической культуре и, слава Богу, частично сохранилась до наших времён. К сожалению, хотя по большей части эта наука и была уже утрачена, но и тех крупиц знаний, которые у нас остались, будет достаточно для того, чтобы получить инструменты для самотрансформации и в результате установить прямую связь с Абсолютной Истиной, с Шри Кришной, с Господом Кришной и Шримати Радхарани. А любая самотрансформация приводит к тому, что человек переполняется счастьем, ведь счастье безгранично, и это значит, что если самотрансформация произошла, значит счастья настолько много, что естественным продолжением этого процесса будет сильное желание этим счастьем поделиться. Если человек счастлив, то он обязательно делится своим счастьем с окружающими. Если же он говорит, что он счастлив, но счастьем не делится, значит он страдает…

Духовная культура — это, в первую очередь, культура звука, культура изменения себя и мира именно звуком. Любой звук в этом мире несёт в себе какую-то энергию, а духовный звук несёт в себе духовную энергию, а значит энергию неземную, энергию трансцендентную. Нет смысла тратить жизнь на постижение материального звука, ведь материальный звук связан с материей, а значит, наполнен энергией болезни, старости и смерти. Конечно же, нас интересует звук духовный, который связан с духовностью, а значит, несёт в себе энергию вечности, знания и блаженства, то есть энергию Шри Кришны и Шримати Радхарани. Звук — это источник всего и источник силы тоже, силы меняться самому и помогать меняться другим. От звука проявляется материальный мир и от звука он разрушается, от звука рождаются люди и от звука люди умирают, всё в этом мире связано со звуком, и если мы умеем владеть звуком, то мы умеем жить. В трактатах есть история о том, как ведические брахманы решили сместить ненавистного царя Махараджу Вену. И они не устраивали кровавых революций или дворцовых переворотов, они просто сели в кружок, достали свои брахманические шнуры и повторяли мантру: ХУМ! ХУМ, ХУМ, ХУМ! — и нет больше тирана! Нет больше злодея! Но такие звуки работали не только в древние ведические времена. Рассказывают историю о том, как однажды, во время прогулки по пляжу, на Шрилу Прабхупаду и его учеников откуда ни возьмись выскочила огромная и злая собака. Ученики Шрилы Прабхупады бросились врассыпную, но сам Шрила Прабхупада, будучи самым низеньким из них, даже не шелохнулся. Он спокойно посмотрел ей в глаза и сказал: «ФАТ!». И эта страшная собака остановилась, поджала хвост и, скуля, убежала восвояси. Во время этой же прогулки ученики решили проверить этот способ и стали кричать другой собаке: «ФАТ!». Но на собаку это не произвело никакого впечатления. И Шрила Прабхупада, рассмеявшись, прокомментировал эту ситуацию: сначала надо понять науку о звуке, а потом уже им пользоваться. Фат Фату рознь!

Эти короткие звуковые вибрации на санскрите называются биджа-мантрами, семенами, из которых проявляются реальные объекты. Ими владели великие мудрецы — риши. Слово риши можно перевести как «тот, кто увидел мантру». Да, это мудрецы, которые по-настоящему смогли увидеть звук своими собственными глазами, потому что звук действительно может быть виден, но для этого надо обладать не острым зрением, а чистым сердцем. И это значит, что мантру невозможно придумать, мантру надо увидеть, и тогда это будет настоящая мантра, а не бред волнующегося ума: «Кока-кола, кока-кола, кока-кока, кола-кола»…

Фактически, звук — это особая форма в эфире. С каждым звуком в этом мире связана какая-то конкретная форма. Поэтому в ведической культуре первой и самой главной дисциплиной, которой учили детей, была фонетика, искусство правильного произношения звуков. Из словаря: фоне́тика — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). В санскрите всё строго систематизировано. Описаны все звуки, имеющие форму. И когда правильный звук правильно произносится, то он включает в человеке определённые внутренние силы и способности. Каждому органу чувств в нашем теле соответствует определённый звук. Иначе говоря, звук — это включатель наших внутренних энергий. Но если звук некачественный, если звук грязный, то он становится выключателем, и сознание человека атрофируется. Так что наука о правильном произношении звуков — это наука о том, как включить все свои внутренние способности. Изучая 108 имён Шримати Радхарани, мы узнаем о том, как включить в себе 108 вариантов милосердия. Разве это не чудо в наш бессердечный и жестокий век? Повторение имени Шримати Радхарани обязательно приведёт к тому, что мы увидим Её, и в этом нет сомнения. Какой смысл тратить свою жизнь на материальные звуки, ведь даже название «Кока-кола», если повторять всю свою жизнь, не проявит перед нами даже маленькую бутылочку этого странного напитка…

В санскрите слоги называются акшара, что переводится как «неуничтожимые». Да, настоящий звук неуничтожим по определению, в нём, как ни в чём другом, проявляется закон сохранения энергии. Настоящий неуничтожимый звук может менять и нас самих, и окружающий нас мир. А сама суть этой науки состоит в том, что звук должен быть чистым не только физически, то есть правильно произнесённым нашим речевым аппаратом; самое главное, чтобы он был чист внутренне, то есть он должен обладать правильным мотивом. В наше время стала модной такая фраза: «Мантра работает». Уж очень хочется современному человеку, чтобы все на него работали и мантра тоже. Но мы забываем, что рождены для служения, для служения всему этому миру, и значит, для служения мантре тоже. Не мантра должна на нас работать, а мы должны работать на мантру, служить ей, заботиться о ней, уважать её, приветствовать её и беречь! Но если уж и говорить на этом бытовом уровне, то мантра работает только тогда, когда сознание человека, произносящего мантру, абсолютно чисто, абсолютно бескорыстно, и именно по этой причине в наше время мантры не работают… Можно сколько угодно молиться о процветании богине Лакшми, но Лакшми никогда не услышит такую молитву, потому что это молитва о деньгах, а богине Лакшми деньги неинтересны, ей интересен Нараяна. Лакшми слышит только те молитвы, в которых есть чистая и бескорыстная любовь к Нараяне. И пока в нашей речи нет Нараяны, нет божественной чистоты, нас не то что Бог не услышит, нас даже родные и дети не услышат…

Баладева Видьябхушана объясняет в своих комментариях на «Веданта-сутру», что санскрит — это не случайный язык, возникший в результате исторических явлений в обществе. Имена на санскрите реально соответствуют самым настоящим физическим объектам. Говорится, что Сам Бог научил Брахму, творца этого мира, всем этим именам. Сам Бог назвал все вещи в этом мире. И если мы, например, правильно произнесём имя Лакшми, то перед нами появится именно Лакшми, а не кто-то другой. И в этой науке о чистоте произношения звука объясняется, что мотив произношения первичен. Чистота сознания в этой науке стоит на первом месте. Да, мы научились говорить по-русски и нам очень трудно переучиться на правильное произношение санскрита, но если наше сознание будет чистым, то этого для начала вполне достаточно. Результат в этом случае уже гарантирован. Осталось просто совершенствоваться в этом направлении всю свою жизнь, ведь нет предела совершенству…

В науке о звуке объясняется, что некоторые мантры являются так называемыми спящими мантрами. И когда ученик в первый раз получает мантру от своего учителя, то это мантра может быть ещё «спящая». И для того чтобы эту мантру оживить, даются специальные обеты, которые позволяют этой мантре проснуться. Например, мы повторяем Харе Кришна маха-мантру 16 кругов каждый день и следуем четырём регулирующим принципам чистой жизни. И это наш способ пробудить мантру. Пока мы повторяем 16 кругов каждый день и следуем регулирующим принципам, мантра «бодрствует», мы испытываем её тепло в виде вдохновения и счастья. Но стоит начать повторять круги как попало, нарушать регулирующие принципы свободы — и наша мантра опять уснёт и, возможно, уснёт очень глубоким сном. А это значит, что и уснёт наша связь с Богом. А что мы без этой связи — ничто! Нам необходимо имя Бога как воздух. Наша душа дышит именами Бога. Если бы у Бога не было имени, то как бы мы, например, к Нему обращались, как бы мы с Ним общались? Ведь слово «бог» — это не имя Бога, это некая философская концепция, причём у каждого эта концепция немного своя. То же самое происходит и с термином «творец». Это тоже ещё не имя, это тоже определённая концепция…

Поэтому изучение науки о звуке начинается с изучения науки об имени Бога. И в этой науке объясняется, что Богу имя никто не давал. А значит, имя Бога самопроявленное, то есть равноценное Самому Богу. Бог — это причина всех причин, и точно так же имя Бога — это изначальное имя. Имя Бога существует вечно, как и Сам Бог. Нас при каждом рождении заново нарекают, то Иваном Петровичем, то Зинаидой Марковной… Поэтому сколько имя Ивана Петровича ни повторяй, понять Ивана Петровича не получится. Но если повторять имя Бога, то можно реально понять Бога, вступить с Ним в реальные взаимоотношения. Потому что для того, чтобы понять что-то в этом мире, это нужно правильно называть. Учёные, открыв что-то новое, первым делом присваивают этому имя. Но правильное ли они имя присваивают — большой вопрос! Даже звёздам учёные дают имена, но вряд ли эту звезду зовут именно так, как придумали учёные… Потому что имя означает, что мы это поняли, что этот объект становится частью нашего мира. Так и Бог открывает Себя через Свои имена.

И это не обычные имена. Невозможно так просто произнести имя Бога. Оно духовно, оно не материально, оно вообще не из этого мира. Но так как Бог милосердный, то, если человек очень старается в произношении Его имени, Господь Сам проявляется в Своём имени. И что это, если не чудо? Имя Бога само проявляет себя через наш язык, и проявляет себя ровно настолько, насколько чисто наше сознание. Если сознание человека негативно или оскорбительно, то он никогда не сможет повторить имя Бога. Но если он очистится и всё-таки сможет это сделать — значит он спасён. Шрила Джива Госвами говорит, что одна из характеристик вечного имени Бога заключается в том, что даже если человек случайно произнесёт это имя, то это имя может освободить его. В чём, например, проблема психологии? Да в том, что развить в себе божественные качества человек может, только повторяя имена Бога, которые соответствуют этим божественным качествам. Никакого другого действенного способа развить в себе чистые качества характера просто не существует. Например, сейчас очень модно говорить о позитивном мышлении. Но невозможно стать позитивно мыслящим, если не повторять имя Господа — Рама, которое и означает качество Бога приносить радость.

Так что за каждым именем Бога всегда стоит личность Бога с особым, божественным качеством, поэтому так непросто произносить имена Бога, ведь это реальное общение с Богом, а общение всегда непросто, тем более общение с Богом. А также в имени Бога есть просветление. В результате повторения святого имени Бога развивается разум человека, его способность видеть мир таким, какой он есть на самом деле. И если в святом имени Бога этого нет, значит это не имя Бога, а наше воображение, калпана. Но если это настоящее, вечное имя Бога, то в нём есть всё, и значит, в нём есть все духовные ритуалы. В нём есть все виды жертвоприношений, все виды обетов, все виды пожертвований, все виды аскез, все святые места тоже присутствуют в святом имени, все способы очищения, все способы духовного развития и все виды энергий — шакти. Даже раджасуя ягья и ашвамедха ягья присутствуют в святом имени Бога, а это ведь самые великие ягьи, которые только можно совершить в этом мире. Всё это вместе сосредоточено в святом имени Бога. Но самое важное для нас — это то, что вечное имя Бога способно полностью освобождать человека от привязанности к этому материальному миру. И прежде чем приступить к изучению 108 имён Шримати Радхарани, давайте вспомним, как расшифровывается имя Кришны в «Махабхарате». «Криш» — первый слог имени Кришна — означает всё то, что есть в бытии. А слог «на» означает отрицание всего остального. И это значит, что если мы поняли, что такое настоящая жизнь, жизнь духовная, жизнь в вечности, знании и блаженстве, то мы естественно теряем интерес ко всему остальному. «На» означает, что мне больше ничего другого не нужно. Я счастлив, потому что нашёл свой путь, понял свой путь и больше никогда с него не сойду, и этот путь лежит через имена Бога, потому что никакого другого пути к Богу просто не существует.

 

ВОПРОС:

Как правильно поделиться Святым именем с близкими, если заранее знаешь, что они будут произносить его не правильно, несколько оскорбительно, корыстно?

ОТВЕТ: Нужно понять, что в этом мире во всём нужно быть специалистом. Делиться с другими людьми — это искусство, делиться надо уметь. Это как в кулинарии — нужно под каждого приготовить блюдо, должен быть выбор. Если приготовить для всех одинаково — будет много недовольных. Нужно понимать, что когда человек пришёл, то у него своя природа: ему что-то нравится, что-то не нравится. Причём, чем старше человек, тем с ним труднее, он уже обижен жизнью, расстроен, у него сложные привычки.

Этим, несомненно, надо овладевать: надо изучить, понять природу людей. Это отдельное искусство: как говорить с отдельным человеком, а как предлагать всем. Нельзя к этому подходить как к чему-то простому. Господь Чайтанья говорит: «Каждый должен стать гуру». Он объясняет, что это передавать знания о Святом имени, научиться делиться Святым именем.

Чтобы Святое имя было передано, чтобы человек получил знания о Боге, чтобы он стал счастливым, то:

1) тот, кто говорит, он должен хорошо понимать, что он говорит;

2) ему должен быть интересен человек, с которым он разговаривает.

Передача не происходит, если мы не понимаем, что мы говорим, или человек нам недостаточно интересен, мы не принимаем его интересы, мы его считаем странным, может быть, мы его внутри критикуем, недовольны им, — то есть у нас нет к нему достаточного уважения.

 

ВОПРОС:

Как правильно повторять Святое имя? Что делать, если Святое имя неправильно произносится?

ОТВЕТ: Нужно продолжать его произносить. Никто из нас ещё ни разу не произнёс Святое имя правильно. Потому что, если человек хотя бы один раз правильно произнёс Святое имя, то он уже не от этого мира, у него глаза не из этого мира, он потерян для этого мира. Он уже попал в эффект «Кришна»: даже если половину имени «Криш-» произнёс правильно, то у него само произошло «-на». У нас всё впереди, но мы ещё не готовы, мы так не хотим, нам кажется, что это не наше. Мы ставим эксперимент над Святым именем, но мы не готовы к результату эксперимента, мы как бы тренируемся ещё, как будто используем тренировочную гранату, а не настоящую. Наш реальный уровень — мы сомневающиеся: моё не моё. Как только будете готовы, то всё произойдёт как надо. Почему гнев живёт в нашем сердце? Потому что мы не хотим правильно произнести Святое имя. Если Святое имя правильно будет произнесено, то оно так взорвётся в сердце, что там не останется ни одного порока. Потому что там, где Кришна, то там не может быть ничего другого, потому что Он всепроникающий, всепривлекающий, абсолютный. Пока в нашем сердце пороки, то там Бога нет. Поэтому, все вторичные методы: борьба с гневом, с вожделением, с гордыней, с завистью, с жадностью — должно помогать самому главному — молитвенной практике. Если молитвенная практика правильная, то все вторичные методы несомненно помогут. Но если молитвенная практика не верная, с неправильным мотивом, эгоистичная, то  всё вторичное абсолютно ничего не даст, потому что остаётся источник грязи, — корысть. Нужно прекратить производство грязи, нужно остановиться, нужно жить чисто. Так жить нужно начать прямо сейчас.

ВОПРОС:

Что значит: не мантра должна работать на нас, а мы должны работать на мантру.

ОТВЕТ: Нужно пытаться ей служить. Нужно изучать её, понимать её, передавать её. Это некоторое понимание того, что имя Бога — это Сам Бог. И поэтому, к имени Бога надо относиться так же, как к Самому Богу. Мы должны понимать: кто такой Бог, — это рождает любовь, это рождает связь. Не может быть любви к Богу без понимания Бога, иначе, это материальная любовь, странная любовь. Если нет понимания, то это сентиментальность, вожделение, привязанность, — это не то, что остаётся, это временные вещи. Если мы на самом деле хотим служить, а служение — это вариант любви, то есть работать на мантру, любить её (для начала познать её, потому что познание даёт любовь, любить можно только то, что познал), — то любовь будет, и тогда будет служение Святому имени. Если мы не понимаем Святое имя, то мы его не можем, соответственно, передать другим.

Я разговаривал с одним человеком, который повторяет различные мантры. Но он пытается при помощи мантр бесплатно что-то получить, это просто воровство. Человек не хочет реально работать над собой, он хочет, чтобы Бог пошёл и за него работал. Но Богу не интересно тунеядство. Здесь интересно сочетание духовной жизни и выполнение предписанных обязанностей: Богу не нравится, что человек оставляет свои предписанные обязанности ради служения Богу. Это нарушение религиозных принципов, нарушение дхармы. Человек должен продолжать выполнять свои материальные обязанности и одновременно практиковать свою духовную жизнь, тогда Богу это нравится. Человек не должен оправдывать своей духовной жизнью невыполнение своих материальных обязанностей. Так бывает, когда муж хочет уйти из семьи ради духовного развития. А он просто не понял Бога, он не понял, чему действительно Бог рад. Он не стал изучать науку о Боге и поэтому совершает грубейшие ошибки. Фактически, он заставляет весь мир неправильно относиться к духовной жизни, — это анти проповедь, анти распространение Святого имени, анти служение, анти забота.

Когда человек всё понял, у него развилась настоящая любовь, тогда он становится способным делиться этим, обучать других.

В этом проблема современной религии, — ушло обучение. Все забыли, что религия — это строгая чёткая пожизненная система образования, остался только ритуал. Поэтому все воспринимают, что религия должна служить обществу, а не мы должны служить религии. Все воспринимают религию как бюро ритуальных услуг: поженить, похоронить, отпеть, свечку поставить. Нет. Религия — это образовательное учреждение, оно должно объяснить Бога, научить науке о Боге, только в этом случае появится любовь к Богу

 

ВОПРОС:  

Как правильно произносить «Кришна» на санскрите?

ОТВЕТ: Для того чтобы правильно произносить санскрит, надо пойти и обучаться санскриту 30 лет. Надо хотя бы посмотреть, в конце каждой книги написано,  как правильно читать по-русски. Но всё равно кто-то должен поставить правильное произношение, потому что это не по-русски нужно выговаривать. Сильно не надо волноваться, достаточно сменить мотив, и Кришна услышит. То есть Кришна услышит Святое имя, когда правильный мотив, а не правильный акцент Он терпит. Потому что пока мы произносим Святое имя материальным элементом — телом — то оно всё равно неправильно произносится, потому что Святое имя можно правильно произносить только духовным телом.

Поэтому Шрила Прабхупада не настаивал на том, чтобы люди учили санскрит, рекомендовал это только людям со специальными возможностями, например, лингвистам. Чаще всего, когда человек начинает изучать санскрит, то у него появляется критическое отношение к окружающим. Потому что он видит, что все произносят слова неправильно, и думает, что правильно говорить на санскрите — это основное. Но основное в произнесении имён Бога и священных трактатов — это чистый мотив, иначе человек становится гордым от того, что он это делает лучше других, и идёт в минус. Поэтому, как написано в книге — так и читайте.

 

   следующая >>

 
Подписаться на рассылки
  Задать вопрос
  Поддержи проект
108 имён Шримати Радхарани. Лекция 1.Введение
Аудио.Лекция 1. Введение


Сайт ruzov.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.
       

Школы

       

Проекты

        Follow ruzov on Twitter
Блог Рузова в мире

© 2010 Ruzov.ru. All Rights Reserved.