вход для последователей сайта ruzov.ru, 14+
 
 
    ТВ БАЛАНС    МОЦКТ    Лекторий    Радио "Гималаи"    Добрый магазин    ПОИСК    +7 926 390-07-82  

 
ruzov.ru | Духовный раздел | Шримад Бхагаватам | Песнь 6 | Глава 1

Шримад Бхагаватам 6.1 Текст 16

ТЕКСТ 16

на татха хй агхаван раджан

пуйета тапа-адибхих

йатха кришнарпита-пранас

тат-пуруша-нишевайа

на — не; татха — так; хи — поистине; агха-ван — грешник; раджан — о царь; пуйета — очистится; тапах-адибхих — аскезой, брахмачарьей и прочими методами очищения; йатха - как; кришна- арпита-пранах — преданный, жизнь которого проникнута сознанием Кришны; тат-пуруша-нишевайа — служением представителю Кришны.

Перевод Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанты Свами ПрабхупадыО царь, человек смоет все грехи, если будет служить истинному преданному Господа и научится у него отдавать всего себя служению лотосным стопам Кришны. От греховной скверны нельзя очиститься ни подвижничеством, ни покаянием, ни брахмачарьей, ни прочими средствами искупления грехов, о которых я тебе рассказал.

Комментарий Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады: Тат-пуруша — это духовный учитель, проповедник сознания Кришны. В одной из песен Шрилы Нароттамы даса Тхакура есть такие слова: чхадийа ваишнава-сева нистара пайечхе кеба — «Тот, кто не служит истинному духовному учителю, совершенному вайшнаву, никогда не сможет вырваться из сетей майи». О том же самом говорится во многих ведических писаниях. Так, в Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» (5.2) сказано, что тот, кто желает вырваться из плена майи, должен общаться с чистым преданным, с махатмой: махат-севам дварам ахур вимуктех. Махатмами называют тех, кто все свое время отдает любовному служению Господу. О них Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.13):

махатманас ту мам партха

даивим пракритим ашритах

бхаджантй ананйа-манасо

джнатва бхутадим авйайам

«О сын Притхи, великие души, неподвластные иллюзии, находятся под покровительством божественной природы. Они поглощены преданным служением Мне, ибо знают, что Я — Верховная Личность Бога, изначальная и неисчерпаемая». Главный признак махатмы заключается в том, что он всего себя отдает служению Кришне. Служа махатме, вайшнаву, мы очистимся от грехов, вновь обретем свое изначальное сознание — сознание Кришны — и научимся любить Кришну. Все это плоды махатма-севы. И разумеется, слуге чистого преданного не надо беспокоиться о том, как искупить свои прошлые грехи, — это произойдет само собой. К преданному служению следует обращаться не ради такой ничтожной цели, как искупление грехов, а чтобы пробудить в себе любовь к Кришне. Когда мы начнем служить чистому преданному, последствия наших грехов исчезнут сами собой, подобно тому как туман рассеивается с первыми лучами солнца. Для этого не нужно прилагать особые усилия.

Кришнарпита-пранах — это преданный, для которого главное — служить Кришне, а не спастись от адских мук. Преданных называют нараяна-параяна или васудева-параяна, подчеркивая этим, что путь Васудевы, путь преданного служения, стал для них целью и смыслом жизни. Нарайана-парах сарве на куташчана бибхйати (Бхаг., 6.17.28): такие преданные без страха отправятся куда угодно. Их не заботит, достигнут ли они высших планет, обретут освобождение или окажутся на планетах ада. Преданные нараяна-пара желают только одного — всегда и везде помнить о Кришне. Они не стремятся в рай и не боятся ада: их единственное желание — служить Кришне. Окажись преданный в аду, он сочтет это за милость Господа: тат те 'нукампам сусамикшаманах (Бхаг.10.14.8). Он не станет роптать: «Почему я, великий преданный Кришны, обречен на адские муки?» — «Все это — милость Кришны», — скажет он. Так думать может лишь преданный, который служит представителю Кришны. И в этом — секрет его успеха.

Лекция 

Люди этого мира нуждаются в милости Бога. И духовная традиция определяется тем, как в этой духовной традиции определяется милость Бога. В нашем случае милость Бога — это  Тат-пуруша, духовный учитель. И если человек следует наставлениям Бога и прилагает все усилия, чтобы проявить свою искренность на духовном пути, то милость Бога несомненно приходит в виде Тат-пуруши — проповедника, объясняющего, кто такой Бог и как его достичь. Вырваться из когтей иллюзии можно, только служа Тат-пуруше, поэтому без Тат-пуруши нет и милости Бога, нет разрешения Бога вернуться домой. Но если такое разрешение есть, то можно больше не беспокоиться о том, как искупить свои прошлые грехи, ведь это произойдёт само собой на пути домой, к Богу, в мир, где нет и не может быть греха. К преданному служению Богу следует обращаться не ради такой ничтожной цели, как искупление грехов, а чтобы пробудить в себе любовь к Богу. Желание очиститься похоже на ситуацию, когда человек пришёл на работу, принял душ, устал и ушёл с работы. Очищение — это часть нашей жизни, но это не сама жизнь. Мы можем принять душ несколько раз в день, но мы не живём ради того, чтобы всё время сидеть в душе. Когда человек начинает служить Тат-пуруше, последствия его греховных поступков исчезают сами собой, подобно тому, как туман рассеивается с первыми лучами солнца. И для этого не нужно прилагать особые усилия.

Суть маха-мантры не в том, что она очищает, а в том, что, повторяя маха-мантру, мы служим Тат-пуруше. Суть прасада не в том, что он очищает, а в том, что, вкушая прасад, мы служим Тат-пуруше. Суть лекции по «Шримад-Бхагаватам» не в том, что это очищает, а в том, что, слушая его, мы служим всем махатмам из этого великого произведения. И очищение — это ничтожное следствие этого процесса, а вовсе не основной результат. Того, кто понял эту истину, называют кришнарпита-пранах, мудрецом, для которого главное — служить Богу, а не спастись от адских мук. Такой мудрец — нараяна-параяна, он желает только одного — всегда и везде помнить о Боге. Он не стремится в рай и не боится ада, он готов в любом месте и при любых обстоятельствах служить Богу. Окажись такой мудрец в аду, он даже это положение сочтёт за милость Бога, увидит в этом милость Бога и найдёт себе там служение Богу. И в этом секрет его успеха. Он ищет не избавления от страданий, а возможность служить Богу.

А то получится как в шутке об одном бизнесмене, который, встретив местного священника, подчёркнуто сказал ему:

— Вы, наверное, заметили, святой отец, что я не хожу в вашу церковь?

— Да, я это заметил и сожалею, — ответил тот.

— А не хожу я в вашу церковь потому, что туда ходит много лицемеров.

— О, пусть это вас не смущает, — улыбнулся священник.— В нашей церкви всегда найдётся местечко ещё для одного.

Шрила Прабхупада говорил: «Я никогда в своей жизни не пытался занять место Бога».  И это значит, что мы не должны ставить себя в центр, не должны прилагать усилия для того, чтобы сосредоточить внимание на себе, для того, чтобы заставить других служить себе. Задача духовного пути — всегда оставаться слугой. И этот тот самый большой урок, который нам преподал Шрила Прабхупада. Даже выбирая духовного учителя, мы умудряемся поставить себя в центр вселенной. Так часто мы слышим этот стандартный вопрос начинающего искателя истины: «Как мне выбрать духовного учителя?» И в самом этом вопросе заложена основная проблема материального мира. Потому что духовного учителя не выбирают, у духовного учителя учатся. Смысл духовного пути не в том, чтобы выбирать кого-то. Само это желание выбора уже означает позицию наслаждающегося, уже означает, что я себя поставил в центр. Я выбираю из учителей, а значит — я в центре и мне решать, кто будет моим учителем: пусть пригласят всех учителей, а я выберу из них того, кто достоин быть моим учителем…

Такое настроение не что иное, как следствие нашего атеизма. Ведь атеизм учит нас быть потребителями, а потребитель — это тот, кто всё время выбирает. И чем больше разнообразия общество потребления нам предоставляет, тем лучше мы себя чувствуем, тем больше мы наслаждаемся. Но в духовной реальности всё должно быть по-другому. Не духовный учитель наш слуга, а мы — слуги духовного учителя. Ведь изначальный Духовный Учитель — это Сам Бог, просто Он выбирает, через какую личность Ему сейчас удобнее всего проявиться. И наша человеческая жизнь, причём довольно-таки короткая человеческая жизнь, предназначена не для того чтобы наслаждаться, а для того чтобы учиться. И всё, что происходит в нашей жизни, — это уроки от Бога, которые надо понять и через которые надо измениться. И, так как мы не способны понять эти уроки жизни, нам необходим духовный учитель, который обладает квалификацией во всём увидеть милость Бога, который обладает квалификацией во всём понять смысл божественного урока, чему конкретно мы должны научиться в том или ином случае.

Рассказывают историю о том, как в один ненастный вечер за окном была гроза, и ливень хлестал не переставая. В маленьком монастыре остался один монах (все остальные уехали в паломничество). Он спокойно сидел и читал свой священный трактат. Вдруг раздался стук в дверь, и на пороге появилась молодая, вся промокшая, женщина:

— Я заблудилась,— сказала она. — Пожалуйста, позвольте у вас переночевать.

Монах проводил женщину в гостевую комнату и продолжил чтение.

— Мне холодно, — говорит через некоторое время женщина.

Монах принёс ей плащ.

— Мне холодно, — вскоре раздаётся снова. Монах приносит одеяло и продолжает читать.

— Мне холодно! — не унимается женщина. Монах приносит ещё одеяло, укутывает женщину и возвращается к трактату.

Но проходит какое-то время, и снова слышна жалоба на холод. Монах приносит все тёплые вещи и вываливает перед женщиной. Наконец она не выдерживает:

— Знаете, — говорит она. — Но в такую погоду мой покойный муж согревал меня не вещами, а своим телом!

— Но, уважаемая, — невозмутимо отвечает монах, — где я вам в такую ненастную ночь найду тело вашего покойного мужа?

И, как правило, речь идёт о смирении. Если мы учимся на ситуациях, которые происходят с нами, смирению, то можно сказать, что мы никогда не ошибёмся. И учиться смирению несложно: надо всегда проявлять способность к самоиронии. То есть, как бы нас ни хвалили, что бы о нас ни говорили, мы внутри сами знаем своё место и не позволяем себе гордиться, не позволяем себе стать пупом земли. Это и значит «простая жизнь — возвышенное мышление». Я никогда не считаю себя сложным, я никогда не считаю себя великим, я никогда не считаю себя особенным, и эта простота позволяет мне мыслить возвышенно. Смирение означает не притворяться, смирение означает — быть самим собой. И ценность движения Шрилы Прабхупады состоит в том, что и сам Шрила Прабхупада был самим собой, и мы, как его последователи, тоже получаем эту привилегию быть самими собой. А тот, кто перестаёт играть роли, тот больше не напрягается, а значит, никакие вторичные материальные технологии ему больше не нужны. Никакие психологи и психиатры ему не нужны. Психология — для напряжённых лицемеров. Тот, кто стал самим собой, в психологии больше не нуждается.

И Шрила Прабхупада был лучшим представителем качества смирения в этом мире. В большинстве своём, когда кто-то организует новое общество, то называет его своим именем. Но Шрила Прабхупада не назвал наше общество «Обществом Шрилы Прабхупады», он назвал его Обществом Кришны. Потому что тот, кто понимает Бога, тот понимает всё. А понять всё — это уже уровень чуда. Так однажды Шрила Прабхупада сказал: «Вайшнав счастлив, когда змея погибает». Непросто понять эти слова. Но это слова смирения. Ведь мы не можем помочь змее очиститься, а Бог может. И когда по милости Бога змея умирает, значит, Бог проявил свою милость к этой змее, и она начнёт свой путь развития. Поэтому счастье не в том, что кто-то умер, счастье в том, что Бог есть и есть милость Бога, и эта милость безгранична и беспричинна. Но особенно она безгранична и беспричинна в виде Духовного Учителя, которым и является для нас Шрила Прабхупада.

Милость духовного учителя и состоит в том, чтобы убрать нас из центра мира. Потому что быть счастливым в центре невозможно. Счастливым можно стать, только служа центру. Однажды Шриле Прабхупаде понадобились особые книги для его перевода «Шримад-Бхагаватам». В городе Олигарх, в трёх часах езды от Вриндавана, жил один профессор, доктор Триведи. Прабхупада попросил своего ученика поехать к нему и взять эти книги. Это были две огромные горы книг, «Шримад-Бхагаватам» с комментариями восьми основных ачарьев. Предполагалось, что этот человек пожертвует книги Шриле Прабхупаде. Но он сказал: «Я хочу быть пожизненным членом в обмен на эти книги». В этот момент цена пожизненного членства была 2222 рупии. Ученик сказал: «Наверное, можно будет так сделать, что вы будете пожизненным членом, но я должен буду проверить это, когда вернусь обратно в храм». Он взял книги, вернулся, отдал их Шриле Прабхупаде и сказал: «Этот человек хочет быть пожизненным членом в обмен на эти книги». Но Шрила Прабхупада сказал: «Они не стоят 2222 рупий, они стоят 1200 рупий. Пусть он заплатит ещё 1000 рупий, тогда он будет пожизненным членом». Мы написали этому человеку, но он не согласился и всё время пытался получить эти книги назад. Но Шрила Прабхупада ему их так и не отдал. Он использовал их для перевода нашего «Шримад-Бхагаватам», так что даже тот материал, который использовался для написания этой книги, которую мы сейчас с вами читаем, служил для обучения смирению. Смирением просто пропитан каждый комментарий. Представьте себе, что кто-то пытался забрать у Шрилы Прабхупады эти комментарии ачарьев, но Шрила Прабхупада смиренно их не отдал и так очистил весь мир. Мы можем только поражаться могуществу Духовного Учителя, но ни в коем случае не думать, что у нас есть такая же сила. Сама эта мысль тут же нас убьёт.

Но мы можем ощутить могущество Духовного Учителя в его наставлениях. Шрила Прабхупада привёз маха-мантру и наставления Вед в страны запада, и мир изменился. Мы даже не представляем, по какому пути могло пойти развитие западной цивилизации. Мы видим то, к чему привела проповедь духовного знания, но мы не видим, что бы было с западом, если бы этой проповеди не было. У нас волосы бы встали дыбом от ужаса, если бы мы могли увидеть последствия неприезда Шрилы Прабхупады. И осознать это могущество Бога — одна из обязанностей ученика.

Рассказывают историю о трёх мудрецах, которые любили прославлять Бога пением. Они играли на разных инструментах. Однажды вечером вдруг сломался один из инструментов, и прославление Бога остановилось. Все трое разочарованно обратились к Господу в молитве:

— О Господь, неужели Тебе так не понравилось наше пение?

Они так искренне расстроились, что Господь не выдержал и ответил им:

— Да не переживайте! Лучше вашего пения я давно ничего не слышал. Я так доволен, что выполню любое ваше желание!

— Ничего себе! — подумали мудрецы.

— Я хочу прямо сейчас на небеса, — сказал первый мудрец.

— Нет проблем! — улыбнулся Господь, и мудрец тут же исчез.

— И я хочу на небеса! — сказал второй мудрец.

— Принимается! — промолвил Господь. И второй мудрец исчез.

— А ты что молчишь? — обратился Он к последнему мудрецу, который грустно смотрел на сломавшийся инструмент.

— Эх, такое прославление Господа прервалось! — задумчиво произнёс последний мудрец. — Слушай, Господь, а можно два желания?

— Ну хорошо! Тебе можно два.

— Тогда дай мне новый инструмент для прославления, и этих двоих — обратно! А то одному прославлять некрасиво получается…

 

Истории из жизни Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады

Махатма дас:

Прабхупада пришел на приветствие Божеств и сел на вьясасану. Но никто не начинал гуру-пуджу. Я никогда не проводил гуру-пуджу, я вообще не тот человек, кто берет инициативу в свои руки. Но я оказался прямо рядом с вьясасаной, и Брахмананда просто подтолкнул меня к подносу для арати. Я впервые предлагал Прабхупаде гуру-пуджу и во все глаза наблюдал за ним. Он вел себя так, словно никакой гуру-пужди не происходит. В алтарной было двести преданных, гремел киртан, прославляющий Шрилу Прабхупаду, я предлагал ему предметы поклонения, а он просто смотрел вокруг с лицом отца, присматривающего за детьми. Я не заметил никаких признаков упоения своим положением или хотя бы проблеска величия. Он просто принимал наше поклонение ради нашего же блага.

«По стопам Шрилы Прабхупады», глава 10. Сост. Ядубара дас

Вопросы по "Шримад-Бхагаватам".  Задайте свой вопрос. 

 

<< предыдущая    следующая >>

 
Подписаться на рассылки
  Задать вопрос
  Поддержи проект
Шримад Бхагаватам 6 песнь 1 глава, стих 16
Лекция 16


Сайт ruzov.ru не осуществляет какую-либо миссионерскую деятельность от имени какого-либо религиозного объединения, не направлен на распространение сведений о каком-либо вероучении среди лиц, не являющихся его последователями, не преследует цель вовлечения в какое-либо религиозное объединение.
       

Школы

       

Проекты

        Follow ruzov on Twitter
Блог Рузова в мире

© 2010 Ruzov.ru. All Rights Reserved.